У вас есть вопросы? Звоните! 8 (924 726-62-44
НАПИСАТЬ НАМ
О КОМПАНИИ
ПАРТНЁРАМ
КОНТАКТЫ

Конструктор

-Раздел находится в разработке-

 
Размеры

Ширина

Высота

Длина

Толщина стен

База

Назначение

Профиль стен

Тип рамы

Каркас

Детали

Крылья

Рессоры

Амортизаторы

Материал корпуса

Размер колес

Цвет корпуса

Рисунок стен

Материал стен

Материал Утеплителя

Алюминиевая защита

Выбор прицепа автодачи

Как правильно выбрать прицеп-дачу? Купить прицеп-дачу.

Автор: Иоанна Резник @ 11 октября 2008 г. ::

Выбираем прицеп-дачу. Как правильно купить прицеп-дачу?

Одноосный или двуосный прицеп-дача?

Если вы планируете использовать караван большую часть времени стационарно, то лучше купить двуосный прицеп-дачу. Они побольше, планировки поинтереснее, можно в б/у и самому перепланировочку устроить. Если вы планируете приблизительно одинаковое время стоять на стоянках и ездить с караваном, то надо брать максимально длинный одноосный прицеп-дачу 540 или 560 модификации. Если же вы планируете больше передвигаться, нежели стоять стационарно, то надо покупать одноосный прицеп-дачу покороче. Удобнее ездить по городу, дешевле паром. Оптимальная модификация – 460 или 495 модели для Hobby, и от 460 до 500 для других производителей. Если вы рыбак, ездите в горы, то лучше совсем короткие – 390 или 410.

Выбор прицепа-дачи исходя из численности путешественников

Максимальное количество путешественников вмещают в себя большие двуосные прицепы, обычно с маркировкой модели буквой «К»(Kinder). Такой прицеп способен разместить на ночлег 6-7 человек, причем на детской двухъярусной кровати вполне поместятся нетяжелые взрослые весом до 70 кг. Если вы планируете, что в прицепе-даче будет находиться две или три семьи, то надо купить прицеп-дачу, у которого душевая и туалетная кабина находятся в середине прицепа-дачи, чтобы гости, ночующие в вашем прицепе-даче, не мешали вам спать, проходя мимо вас в туалет. Для 4-5 человек подойдет одноосный прицеп, а для молодежи многие производители выпускают стильные двухместные караваны.

 

Какую марку прицепа-дачи выбрать?

 А выбрать на сегодняшний день есть из чего. Около 45 крупных европейских производителей предлагают жилые прицепы-дачи на любой вкус и цвет. Здесь нужно исходить из ваших предпочтений. Как покупатель в первую очередь вы должны определиться с дизайном кузова. Некоторые производители предлагают цветные кузова, для кого-то это важно, для кого-то нет. В конечном итоге цвет жилого прицепа-дачи – это опция. Дальше имеет смысл посмотреть на цену, которую предлагает тот или иной производитель при прочих равных условиях. Длина прицепа-дачи, расположение кроватей, набор встраиваемой техники. Приведу вам пример. Если компания Hobby выпускает в год 20 000 прицепов, а компания Solifer всего 400, логичнее купить Hobby. Но лично мне больше по душе прицепы 
компании Tabbert.

Сколько лет гарантии на прицеп и на встроенную технику? Несут ли дилеры гарантийные обязательства?

Этот вопрос необходимо задавать непосредственно дилеру. Добросовестный дилер дает гарантию на всю технику и на сам прицеп, и гарантия обычно составляет не менее года. Гарантийный ремонт и замена деталей производится только при соблюдении всех норм и правил эксплуатации согласно инструкции для каждого прицепа-дачи, а также при условии обязательного сервисного обслуживания, а именно весеннего и осеннего техосмотра.

На какую сумму рассчитывать при покупке жилого прицепа-дачи?

Если мы говорим о новых прицепах-дачах, то цена на них начинается от 10 000 EUR, цена на подержанный прицеп начинается от 5 000 EUR.

Что выбрать: новый или подержанный прицеп-дачу?

Если возможности вашего кошелька вам позволяют, то, безусловно, лучше купить новый прицеп-дачу, тем более, как вы видите из моего предыдущего ответа, новый караван стоит не так и дорого.

Полезно знать

Сколько полезного груза может взять с собой в путешествие караван?

Покупателям, приобретшим новый прицеп, проще ответить на этот вопрос. У них в сервисной книжке указано, сколько именно их модель прицепа-дачи может взять с собой дополнительного груза в путешествие. Владельцам же подержанных караванов могу порекомендовать следующее. В среднем норма загрузки – 200 кг плюс-минус 50 кг (минимум 150 кг, максимум 300 кг). Причем хочу обратить ваше внимание, что в эти 200 кг входит также вес воды и баллонов с газом, то есть при весе, например, 15 литрового бака с водой в 15 кг и весе двух газовых баллонов 40 кг, вы сможете погрузить в прицеп вещей на 145 кг.

Можно ли перегружать прицеп-дачу и если да, то насколько?

Давайте поразмышляем на эту тему. Завод-производитель жилых прицепов покупает раму и ось (оси) у производителей -контрагентов. Как правило, это AL-KO и BWP. Так вот, эти оси имеют максимально допустимую нагрузку. Если предел нагрузки на ось 1300 кг (как правило), то, нагрузив больше, вы подвергаете недешевую покупку неоправданному риску. Таким образом, если масса пустого жилого прицепа-дачи 1100 кг, а полного (исходя из возможностей оси) – 1300, то у вас есть возможность безболезненно, с точки зрения производителя, загрузить 200 кг. Что такое 200 кг? Много это или мало? Давайте посчитаем.

- вес двух газовых баллонов 40 кг
- вec чистой воды 25 кг
- вес удлинителей, переходников, домкрата, запасного колеса 20 кг
- продукты в холодильнике 10 кг (вместе с питьевой водой в канистрах может быть и 20 кг)
- вес одеял, подушек, одежды и прочих личных вещей (как правило около 70 кг)

Всего 150-170 кг получается. В любом случае, если вес ваших личных вещей приведет к перегрузке, – это на ваше усмотрение. По мне – лучше взять вещей поменьше. Я повидал на своем веку перегруженные прицепы и с оторванными передними багажными отсеками (там стоят газовые баллоны), и с отошедшими друг от друга передними и боковы­ми стенками.

Какой минимальный объем двигателя необходим для транспортировки каравана?

Смотрите таблицу на стр. 147, там все указано очень подробно. На мой взгляд, минимальный объем двигателя – 1,8 л и предпочтительней механическая коробка передач. Если вашей машины нет в таблице, то нужно найти в таблице максимально похожую машину по показателям полной массы и объема двигателя.

Увеличивается ли расход топлива во время транспортировки прицепа-дачи?

Исходя из моей практики эксплуатации жилых прицепов-дач, в этом случае происходит увеличение расхода топлива от 25 до 40 % в зависимости от выбранной вами манеры вождения.

Максимально допустимая скорость с жилым прицепом-дачей во время движения?

По российским ПДД допустимая скорость движения 70 км/ч. В Европе с жилым прицепом-дачей официально разрешено передвигаться со скоростью 80 км/ч. Производители в кулуарах декларируют скорость 100 км/ч, но с введением инноваций, о которых говорят караванеры в Европе (система АКС – система стабилизационной устойчивости), предел скорости может быть увеличен до 120 км/ч. Лично мне комфортно ездить 90 – 100 км/ч.

Каков температурный диапазон эксплуатации каравана?

Если мы говорим о воздушном отоплении Truma, то минимальная температура эксплуатации в зависимости от производителя прицепа-дачи колеблется от -15 до -25 С. Если же мы говорим о водяной системе отопления фирмы Alde, то температура эксплуатации уменьшается до -45 С.

Какую систему отопления прицепа-дачи выбрать, воздушную или водяную?

Нужно понимать, что установка водяной системы отопления вместо воздушной при той же самой компоновке жилого прицепа-дачи увеличивает стоимость от 1500 до 2000 EUR. Водяное отопление – это всегда опция.

Во всех ли прицепах-дачах есть горячая вода и душ?

Зависит от стандартного пакета производителя и конкретной модели. Установка проточного электрического бойлера обойдется в 300 EUR. Газовый бойлер с установкой будет стоить от 700 EUR.

Каков запас чистой воды в прицепах-дачах?

Максимальный размер бака с чистой водой, устанавливающегося как дополнительная опция, – 45 литров. Заводом-изготовителем обычно устанавливается бак объемом 10 – 15 литров. «Это же мало», – скажете вы. Дело в том, что в Европе очень много кемпингов для жилых прицепов. Европейские караванеры пользуются водой в прицепе-даче в основном только для того, чтобы помыть посуду, произвести влажную уборку или умыться утром. Для принятия душа в кемпингах существуют комфортные душевые, поэтому в больших баках для воды просто нет необходимости.

В России же ситуация другая, и основное потребление воды как раз приходится на пользование душем и умывальником. Обычно душ в прицепе-даче оснащен специальным распылителем, чтобы максимально рационально использовать воду, но так или иначе для принятия душа одному путешественнику потребуется 10-15 литров воды. Поэтому я бы порекомендовал устанавливать дополнительные баки под сидениями на кухне по принципу сообщающихся сосудов. В этом случае придется устанавливать заливную горловину для залива воды с внешней стороны прицепа-дачи. Таким образом, с помощью дополнительных баков запас воды можно увеличить до 100-150 литров. Почему дополнительные баки нужно устанавливать именно под сидениями в кухне? Как правило, кухня располагается в задней части прицепа-дачи, в передней же части находится багажное отделение, где хранятся баллоны с газом, запаска, домкрат, удлинитель и другие необходимые вещи. Установив дополнительные баки в задней части прицепа-дачи, мы уравновесим центр тяжести жилого прицепа-дачи относительно его оси

Является ли наличие жилого прицепа-дачи в собственности достаточным основанием для получения шенгенской визы в консульствах стран челенов ЕС?

Да! Когда вы подаете заявление на получение визы, вам необходимо приложить копию технического паспорта. Если же прицеп находится в собственности другого лица, вам необходима Генеральная доверенность, в которой помимо всего прочего будет указано «с правом вывоза заграницу»

Можно ли людям находиться в прицепе-даче во время движения?

Ну, во-первых, если вы уже загрузили прицеп, то пассажиры – это как минимум перевес. В принципе, если дорога ровная, прицеп «подпрыгивает» не очень высоко, лечь спать в нем можно. Но расположение кроватей во всех жилых прицепах-дачах таково, что, уложив спать одного или двоих людей, вы нарушите центровку прицепа-дачи, которой добивались во время погрузки. Кроме того, в нашей стране с жилым прицепом очень часто останавливают сотрудники ГАИ. То им хочется посмотреть, как там внутри, то проверить у Вас наличие категории «Е». Поэтому перевозить людей- большой риск. Еще немаловажный аспект – наше русское «авось». Лично я никогда не рискну посадить людей в прицеп, потому как он может «просто» отстегнуться от фаркопа, или сам фаркоп, не приведи Господи, может тоже подвести. В общем, перевозка людей – достаточно большой риск со всех точек зрения. А если вы планируете, что пассажиры будут передвигаться по прицепу (готовить кушать, ходить в туалет), то это чревато переворачиванием прицепа-дачи, а за ним и автомобиля. Сколько езжу, ни разу не слышал и не видел, чтобы кто-то перевозил людей. Хотя, может быть, экстремалы есть.

Можно ли использовать жилой прицеп вместо дачи?

У наших родителей наличие дачи было фактором социального статуса и нередко местом, которое обеспечивало семью питанием. Однако дача, которую я начинал строить еще в молодости, вдруг оказалась ненужной ни мне, ни моим детям. Не хочется работать на даче. Гораздо веселей и интересней не сидеть на месте, а путешествовать. А как же баня? – скажете вы. А очень просто – пристегнул караван и поехал к приятелю-дачнику. Попарился, как следует, заночевал – и дальше, за грибами на три дня. Очень удобно!

Есть вопросы? Спросите Андрея Васильевича

Всего несколько лет назад на наших дорогах стали появляться дома на колесах, и с каждым годом их становится все больше. Потихоньку строятся кемпинги, растет и развивается инфраструктура. Однако отдых в домах на колесах был известен и любим ещё в советском союзе: вспомните поездки на машинах на Кавказ, фильм «3+2», прицеп-палатку «Скиф».

В России производство прицепов-палаток не было поставлено на поток, а жилые дома на колесах выпускались только для строительных, научных и военных нужд, зато существовала целая прослойка общества, так называемые «дачники», которые проводили все выходные на своих шести сотках. И все-таки, даже в то повально «дачное» время некоторые россияне на летний отпуск уезжали с палатками за город, или на юг и жили в палаточных лагерях, пели песни у костра и наслаждались романтичными вечерами на природе.

В пригородной зоне любого города можно без труда отыскать стоянки любителей походной жизни с местами для костров, настилами для палаток, деревянными скамейками и волейбольными площадками. В последнее же время в пригородах Петербурга и Москвы все чаще можно наблюдать кемпинги, представляющие собой стоянку нескольких домов на колесах. Некоторые владельцы мобильных дач каждое лето приезжают в одно и тоже место и стоят там стационарно весь сезон, некоторые несколько раз за сезон переезжают с одной стоянки на другую. На таких стоянках нет пока электричества и прочих удобств, которые предлагают европейские кемпинги, зато есть теплая и веселая атмосфера палаточных лагерей. Возраст любителей такого отдыха от нуля до бесконечности. Это люди разных профессий и с разным уровнем доходов, но их всех объединяет любовь к мобильному отдыху в домах на колесах.

Завсегдатай нашего форума Андрей Васильевич один из «пионеров российского караванинга». Когда Андрей Васильевич впервые появился на форуме, нам сразу же стало понятно, что не воспользоваться таким серьезным опытом и знаниями было бы неправильно. После недолгих переговоров Андрей Васильевич любезно согласился ответить на наши вопросыпо телефону, так как человек он занятой.

Андрей Васильевич является счастливым владельцем автодома уже около десяти лет, со стажем вождения автомобиля - 24 года, из них с караванами и за рулем автодома - десять лет. На своей мобильной даче он объехал пол-Европы, сэкономив при этом немалое количество денег. Каждый сезон Андрей Васильевич ставит свой автодом на новое место, знакомится с разными людьми, обмениваясь опытом, в том числе и в области караванинга. Именно этими знаниями он и согласился поделиться с читателями журнала «Автокемпер».



http://mag.avtotravel.com/articles/ID/142/Как-правильно-выбрать-прицеп-дачу-Купить-прицеп-дачу

 

Прицепы и прицепные устройства

 

Прицепы и прицепные устройства к легковым автомобилям

 

 

Прицепы к легковым автомобилям

При эксплуатации прицепа владельцу не только потребуются специфические навыки вождения, но и пригодятся некоторые знания о его устройстве.

Основные понятия

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Автомобиль-тягач (далее — автомобиль) — механическое транспортное средство, буксирующее прицеп.
Снаряженная масса прицепа — его собственная масса с запасным колесом (если прицеп им комплектуется), без груза.
Разрешенная максимальная или полная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Прицепы к легковым автомобилям делятся на легкие и тяжелые.
Легкие — прицепы с разрешенной максимальной массой не более 750 кг.
Тяжелые — прицепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг. В обязательном порядке оснащаются тормозной системой.


Правила регистрации прицепов к легковым автомобилям в РФ

Прицепы к легковым автомобилям в обязательном порядке подлежат регистрации в ГИБДД. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС), справка-счет и номерной знак "Транзит". В ПТС содержится информация о марке и модели, а также1 идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Справка-счет является документом, подтверждающим право владения прицепом. Транзитные номера дают право его транспортировки до места постоянной регистрации. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее 5 суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления либо в течение срока действия регистрационного знака "Транзит". При регистрации по месту жительства владельцу выдается свидетельство о регистрации и регистрационный знак.

Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более 5 лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более 5 лет. Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.


Правила эксплуатации

Водители, имеющие категории "В", "С" или "Д" водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп. При категории "В" можно пользоваться прицепом только в том случае, если его разрешенная максимальная масса не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышают 3500 кг. В противном случае, а также для буксировки тяжелого прицепа, требуется открытие категории "Е" водительского удостоверения.


Оборудование автомобиля-тягача

Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством (в дальнейшем — ТСУ) и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:

  • петля-скоба с фиксатором. Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;

  • беззазорное шаровое ТСУ. Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.

Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера и(или) непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей штатные точки крепления ТСУ имеет только семейство ВАЗ-2108—15. При установке устройства на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На большинстве автомобилей перед установкой ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

Существуют разборные конструкции ТСУ, позволяющие снимать крюк со сцепным шаром.

 

Штепсельная розетка закрепляется на специальном кронштейне ТСУ. Она подключается к соответствующим проводам заднего жгута проводки автомобиля (в багажнике вблизи фонарей заднего хода). Цвета проводов жгута, идущих к соответствующим фонарям, указываются в схеме электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенная схема контактов розетки ТСУ для легковых автомобилей изображена на рис. 1.

Если прицеп шире тягача и закрывает обзор через штатные зеркала заднего вида, то на автомобиле с обеих сторон должны быть установлены зеркала заднего вида на удлиненных кронштейнах. Прицеп должен быть укомплектован двумя противооткатными упорами для установки под колеса при остановке на уклонах.


Классификация прицепов по назначению

Прицепы к легковым автомобилям делятся на универсальные грузовые, предназначенные для перевозки различных грузов, и прицепы специального назначения.

К прицепам специального назначения относятся:

  • самосвалы для перевозки сыпучих грузов;

  • цистерны для перевозки жидкостей;

  • прицепы для перевозки техники — лодок, гидро- или мотоциклов, снегоходов и т.п.;

  • прицепы-автовозы для перевозки автомобилей;

  • туристические прицепы для багажа и комфортного отдыха туристов;

  • прицепы-дачи — с объемным кузовом, предназначенные для отдыха и ночлега туристов на стоянках. Обычно оборудуются газовой плиткой, емкостями для воды, биотуалетом и т.п.;

  • коммерческие прицепы — передвижные павильоны для торговли, оснащенные необходимым оборудованием (холодильником, витриной и т.п.);

  • прицепы для перевозки животных (например, скаковых лошадей).


Устройство прицепов

Основные узлы прицепа — рама, дышло, кузов и подвеска.

Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.

Дышло — А-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На дышле находятся узел сцепки, страховочные тросы, складная подставка (у некоторых прицепов).

  • Узел сцепки (рис. 2) служит для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля. Для ТСУ шарового типа узел сцепки состоит из "чашки", надеваемой на сцепной шар, и запорного механизма, фиксируемого рычагом и удерживающего узел на шаре. Некоторые конструкции узла сцепки имеют индикатор износа и механизм регулировки зазора между "чашкой" и сцепным шаром.

  •  

  • Страховочные тросы (цепи) предотвращают полное разъединение прицепа и автомобиля в случае расцепления узла сцепки. Фиксируются в специальных страховочных петлях ТСУ. Эксплуатация прицепа без тросов (цепей) не допускается.

  • Складная подставка служит для удобства загрузки и разгрузки прицепа, отсоединенного от автомобиля, позволяя удерживать его в горизонтальном положении. Для облегчения стыковки прицепа с ТСУ подставка иногда оснащается небольшим колесом.

На дышле может размещаться запасное колесо прицепа. Дышло бывает складным (в сложенном состоянии убирается под днище прицепа) или съемным и оснащается удлинителем для перевозки длинномерных грузов. Некоторые типы складного дышла позволяют, не отсоединяя прицеп от тягача, опрокидывать кузов назад, что удобно при разгрузке сыпучих грузов, например песка.

Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными оцинкованными или окрашенными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе.

Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.

У прицепов-автовозов кузов представляет собой массивную платформу, приспособленную для надежного крепления транспортируемого автомобиля. Такие прицепы оснащаются мощной лебедкой, упорными стойками, препятствующими опусканию платформы при погрузке, и перфорированными трапами, не позволяющими колесам автомобиля скользить.

Кузова прицепов-дач и коммерческих прицепов изготавливают из многослойных панелей (так называемых сандвич-панелей2), закрепленных на металлическом каркасе.

Кузов туристического прицепа — пластиковый или металлический короб, внутри которого размещается складной палаточный домик.


Подвеска

Прицепы к легковым автомобилям могут быть одноосными или двухосными. Прицеп с двумя осями, расстояние между которыми меньше 1 м, называют прицепом со спаренной осью. На одноосных прицепах наибольшее распространение получили следующие виды подвесок.

  • Рессорная зависимая (рис. 3, а) состоит из балки и продольных полуэллиптических рессор. Как правило, снабжается гидравлическими амортизаторами. По устройству и обслуживанию такая подвеска аналогична задней подвеске легковых автомобилей ГАЗ и заднеприводных АЗЛК и ИЖ.

 

  • Пружинная зависимая (рис. 3, б) отличается от рессорной тем, что в качестве упругих элементов используются цилиндрические пружины, а балка крепится к кузову двумя продольными и одной поперечной тягами. Аналогична задней подвеске заднеприводных автомобилей ВАЗ.

 

  • Рычажно-пружинная независимая (рис. 3, в) имеет продольные или поперечные рычаги, цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы.

 

  • Резино-жгутовая независимая (рис. 3, г) состоит из трех профилированных труб, две из которых вставлены внутрь третьей. Между трубами защемлены резиновые жгуты. Наружная труба закреплена поперечно на кузове. К торцам внутренних труб крепятся маятниковые рычаги со ступицами. Подвески такого типа практически не требуют обслуживания.

 

  • Торсионная независимая (рис. 3, д) имеет установленные поперек кузова упругие металлические элементы, работающие на кручение (торсионы). Один конец торсиона зафиксирован на кузове, а к другому крепится маятниковый рычаг со ступицей, соединенный с кузовом через амортизатор. Конструктивно такая подвеска похожа на переднюю подвеску автомобиля ЗАЗ-968.

 

На прицепах со спаренной осью, как правило, применяется резино-жгутовая подвеска.


Ступицы и колеса

Производители оснащают прицепы ступицами собственной конструкции или используют узел, аналогичный ступице легкового автомобиля (как правило, "Жигулей", "Москвича-2140" или ГАЗ-31029). Некоторые прицепы позволяют использовать два типа колес, как "жигулевские", так и "москвичевские". На колеса прицепов монтируются, как правило, камерные шины, для которых установлены нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей (соответственно 1,6 мм для легковых автомобилей). Не допускается установка на одну ось прицепа диагональных шин вместе с радиальными, а также шин с различным рисунком протектора. Необходимое давление в шинах при разном уровне загрузки прицепа иногда указывается в руководстве по эксплуатации последнего.


Тормоза

Прицепы могут оснащаться следующими видами тормозных систем.

Рабочая тормозная система — предназначена для торможения прицепа при буксировке. Она не увязывается с рабочей тормозной системой автомобиля, а вступает в работу в зависимости от нагрузки, действующей на узел сцепки (так называемый тормоз наката инерционного типа). Система состоит из устройства управления (рис. 2), расположенного на узле сцепки, и колесных тормозных механизмов (обычно барабанных). Когда автомобиль тормозит, прицеп начинает "догонять" его, упираясь в узел сцепки. Это усилие через поршень и систему рычагов и тяг приводит в действие колесные тормозные механизмы. Когда торможение автомобиля прекращается, "толкающая" сила на узел сцепки исчезает и тормозные механизмы прекращают работу. Продольные колебания прицепа, способные вызвать срабатывание тормозной системы, гасятся горизонтальным амортизатором. Такая конструкция позволяет передавать на колеса прицепа тормозное усилие, пропорциональное замедлению автомобиля. При движении задним ходом у большинства прицепов требуется принудительно отключать рабочую тормозную систему, однако существуют модели, механика рабочей тормозной системы которых "различает" режим торможения и движения задним ходом.

Стояночная тормозная система — предназначена для затормаживания прицепа на стоянке, как вместе с автомобилем, так и отдельно от него. Состоит из рычага стояночного тормоза, аналогичного ручному тормозу автомобиля, который действует на привод рабочей тормозной системы.

Аварийная тормозная система — предназначена для аварийного затормаживания прицепа при нарушении сцепки с тягачом. Выполняется в виде дополнительного страховочного троса, включающего привод колесных тормозных механизмов в случае обрыва ТСУ во время движения.

Согласно ПДД, тормозной путь автомобиля с прицепом, как оборудованным рабочей тормозной системой, так и без нее, при торможении на ровном сухом асфальте со скорости 40 км/ч до полной остановки должен быть не более 13,6 (14,5) м3.


Световая сигнализация и электрооборудование прицепов

Все прицепы оснащаются приборами световой сигнализации. К обязательным приборам относятся:

  • два задних указателя поворота оранжевого цвета;

  • два задних стоп-сигнала красного цвета;

  • два задних габаритных фонаря красного цвета;

  • фонарь освещения номерного знака белого цвета;

  • один или два задних противотуманных фонаря красного цвета4;

  • два задних треугольных световозвращателя красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх);

  • два передних нетреугольных световозвращателя белого цвета;

  • два боковых нетреугольных световозвращателя оранжевого цвета.

Кроме того, прицепы шире 1,6 м должны иметь два передних габаритных фонаря белого цвета, а прицепы длиннее 6 м — два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.

Питание электроприборов осуществляется от автомобиля через розетку на ТСУ. Для этого к дышлу прицепа крепится штепсельная вилка. Как правило, электропроводка прицепов выполняется по однопроводной схеме: минус ("масса") — на кузове прицепа, а плюс — по проводам).

Прицепы-дачи и коммерческие прицепы оснащаются внутренним электрооборудованием: освещением салона (дежурное освещение 12 В), бортовой вилкой и кабельной розеткой для подключения к внешней сети 220 В, распределительным щитом, освещением витрины, принудительной вытяжной вентиляцией и другим дополнительным оборудованием. Электрооборудование таких прицепов обычно выполняется по двухпроводной схеме.


Рекомендации

При выборе прицепа к легковому автомобилю следует обратить внимание на следующее:

  • его габариты должны соответствовать предполагаемому месту хранения прицепа;

  • одинаковый типоразмер колесных ступиц прицепа и автомобиля позволит обходиться одним запасным колесом. В противном случае придется возить дополнительное запасное колесо.

Сразу после покупки прицеп следует укомплектовать домкратом. Многие прицепы не имеют на кузове штатных гнезд для установки домкрата, и использование большинства штатных автомобильных домкратов оказывается затруднительным. Такие прицепы лучше всего поднимать гидравлическим телескопическим или ромбическим домкратом с удлиненным воротком, подставляя его под рычаг или балку подвески прицепа.


При установке ТСУ на автомобиль желательно:

  • обработать отверстия под его крепеж антикоррозионным составом (например, "Мовилем");

  • подключая розетку ТСУ к проводке автомобиля, пропаять и тщательно заизолировать все соединения;

  • обильно смазать сцепной шар пластичной смазкой (например, "Литолом-24");

  • закрыть сцепной шар колпаком, что снизит налипание на него пыли и песка, приводящих к абразивному износу шара и узла сцепки. Кроме того, это поможет не испачкаться, загружая или разгружая багажник автомобиля. Самодельный колпак можно изготовить, например, из теннисного мяча.

Правильная загрузка прицепа во многом определяет безопасность движения. Груз следует размещать равномерно таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (или между осями) прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на ТСУ и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что снизит сцепление с дорогой задних колес. Чем выше центр тяжести груза, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость. Весь груз должен быть надежно закреплен.

Предельно допустимая нагрузка на шар ТСУ указывается в руководстве по эксплуатации прицепа и автомобиля и, как правило, составляет от 30 до 90 кг. Нагрузку несложно измерить с помощью напольных весов. Для этого следует установить доску длиной 35-45 см одним торцом под узел сцепки, а другим — на напольные весы. Для корректировки развесовки загруженного прицепа можно использовать мелкий груз и запасное колесо.

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

  • Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.

  • Недопустимо превышать максимальную скорость, указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.

  • Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.

  • Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их "складывание". Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить "внатяг".

  • Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.

  • При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.

  • На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.

  • Наиболее сложным является движение задним ходом. Примерная последовательность маневров для заезда задним ходом в ворота схематически изображена на рис. 4.

 

При обслуживании прицепа особое внимание следует уделять узлу сцепки. Причиной стука в области ТСУ может быть люфт между узлом сцепки и сцепным шаром. Если нет индикатора износа, то люфт определяется на соединенном с автомобилем прицепе резким вертикальным раскачиванием дышла.

Перед каждым выездом необходимо:

  • проверить наличие смазки в механизме узла сцепки;

  • проверить и при необходимости устранить регулировкой люфт между узлом сцепки и сцепным шаром;

  • отрегулировать давление в шинах;

  • убедиться в надежности соединения страховочных тросов или цепей;

  • проверить работу приборов световой сигнализации прицепа.


1 Некоторые заводы-изготовители не присваивали прицепам VIN; возможна запись "год выпуска не установлен"; в случае отсутствия сведений от производителя полная масса может не указываться; номер кузова и/или рамы может отсутствовать (в этом случае ставится отметка "б/н").
2 Например, наружная сторона — окрашенный алюминий или пластик, наполнитель — теплоизолирующий материал, внутренняя сторона — фанера.
3 Для транспортных средств, производство которых было начато до 1.01.1981 г.
4 Допускается эксплуатация ранее выпускавшихся прицепов, в которых прибор не предусмотрен заводом-изготовителем.

"Полезные страницы" 2001, выпуск 9, стр. 202

 

Эксплуатация прицепа

При эксплуатации прицепа владельцу не только потребуются специфические навыки вождения, но и пригодятся некоторые знания о его устройстве.

Основные понятия

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. 
Автомобиль-тягач (далее - автомобиль) - механическое транспортное средство, буксирующее прицеп. 
Снаряженная масса прицепа - его собственная масса с запасным колесом (если прицеп им комплектуется), без груза. 
Разрешенная максимальная или полная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. 

Прицепы к легковым автомобилям делятся на легкие и тяжелые . 
Легкие - прицепы с разрешенной максимальной массой не более 750 кг . 
Тяжелые - прицепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг . В обязательном порядке оснащаются тормозной системой.

Правила регистрации прицепов к легковым автомобилям в РФ

Прицепы к легковым автомобилям в обязательном порядке подлежат регистрации в ГИБДД. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС), справка-счет и номерной знак "Транзит". В ПТС содержится информация о марке и модели, а также 1 идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Справка-счет является документом, подтверждающим право владения прицепом. Транзитные номера дают право его транспортировки до места постоянной регистрации. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее 5 суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления либо в течение срока действия регистрационного знака "Транзит". При регистрации по месту жительства владельцу выдается свидетельство о регистрации и регистрационный знак. 

Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более 5 лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более 5 лет. Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.

Правила эксплуатации

7. Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «B», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

8. Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «B», а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении им достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «B». (этот пункт относится к прицепам с полной массой больше 750 кг.).

Оборудование автомобиля-тягача

Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством (в дальнейшем - ТСУ) и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:

  • петля-скоба с фиксатором . Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;

  • беззазорное шаровое ТСУ . Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.

 

Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера и(или) непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей штатные точки крепления ТСУ имеет только семейство ВАЗ-2108-15. При установке устройства на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На большинстве  автомобилей перед установкой европейских ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

От простых к сложным

От простых к сложным

 

1. Tent Camper (PopUp Trailer, Folding Trailer).

Самая простая разновидность этой категории -- складной прицеп (Folding trailer). Основное достоинство складного прицепа -- компактность и легкость, его можно хранить в гараже и буксировать при помощи любого автомобиля.

Такие прицепы выпускают и в Европе, и в Америке Все материалы, из которых изготовлен прицеп, негорючие и легкомоющиеся. Из дорожного положения в стационарное прицеп переводится специальным домкратом, который поднимает крышу, при этом выдвигаются в стороны две площадки под спальные места.

 

Более дорогие модели снабжены электроприводом: нажал на кнопку -- и получился домик.

Несмотря на видимую простоту и компактность, оборудован складной прицеп обычно очень хорошо: газовая плита, электрогенератор, мойка с запасом воды 50_60 л, холодильник, столики, кровати, душ, туалет . Интерьер ничем не отличается от городского жилья: занавески, покрывала, мебель из пластика под дерево, удобный свет, множество полочек и емкостей для багажа. Мебель легко трансформируется. Даже в самом маленьком прицепе на ночь можно устроить до 8 человек. Каталоги дополнительного оборудования тоньше 200 страниц не бывают и включают в себя все, вплоть до переносного кострища. Но все же такой прицеп -- лишь разновидность палатки, и его обитатели так же близки к природе, как обычные пешие туристы. Больше всего такое жилище подойдет для людей молодых, но уже более склонных к поездке на автомобиле, чем к байдарочному походу с ночевкой под открытым небом.

  1. Travel Trailer.

Тем, кого палаточные стены и отменная вентиляция не устраивают, производители предлагают столь же компактный одноосный прицеп (Travel trailer), но с жесткими стенами. Это уже в большей степени дача. Корпус прицепа смонтирован на шасси, которое имеет прямоугольную раму, состоящую из набора лонжеронов и поперечин. Дышло переменного таврового сечения крепится за лонжероны и переднюю поперечину рамы.

Масса таких прицепов выше, чем у складных, поэтому они снабжаются тормозами, как правило, электрическими.

Стены представляют собой многослойные изотермические сэндвич- панели на деревянном (редко -- алюминиевом) несущем каркасе. Роль несущих элементов конструкции выполняет и встроенная мебель. Передняя стенка прицепа для улучшения аэродинамики обычно выполнена наклонной. Теплоизоляция американских прицепов рассчитана и на Аляску, и на Техас, снаружи панели стен и крыши покрыты алюминием или пластиком. Внутренний слой -- влагостойкая фанера толщиной не менее 3 мм., отделанная декоративной пленкой. Внешние слои пола -- фанера, снаружи обработанная герметизирующей мастикой, которая обеспечивает долговечность, а также дополнительную шумо- и теплоизоляцию конструкции. Внутри прицепа поверх фанеры настилается несколько слоев синтетических материалов, самый верхний -- легко моющийся ковер. Тепломагистрали системы отопления проложены в полу, поэтому весь объем прицепа обогревается равномерно. Такие же принципы построения применяются и для всех конструкций, описанных ниже.

Одноосный прицеп вполне годится для семьи из трех человек. А когда на природу рвутся еще и теща, и подруга жены, собака и кошка, такой компании больше подойдет двухосный прицеп (встречаются и трехосные разновидно- сти). Более крупные двухосники позволяют иметь с собой на природе привычные в городских условиях душ и туалет, не говоря уже о кухне с мойкой и холодильником. Большинство из них имеют полноценные спальные места, в каталогах представленные не иначе, как двухспальная "королевская кровать". Такие прицепы чаще всего поделены на несколько комнат. Если прицеп изготовлен по американским стандартам, то он имеет два входа и чаще всего -- выдвижную комнатную секцию, которая не мешает в транспортном положении и заметно увеличивает внутреннее пространство на стоянке. Но все же, если жильцов много, под ночлег придется трансформировать пару кресел и обеденный стол.

3. Truck Camper.

Любовь американцев к пикапам (напомним, что американский пикап в отличие от европейского относится к классу легких грузовиков) породила еще одну разновидность передвижного жилища, типичную для США. Это навесной кемпер (Truck camper или Slide-in camper) -- дача, которая монтируется сверху. Поскольку американский пикап -- машина большая, то и перевозимый домик достаточно велик. В нем та же самая "королевская кровать", душ, туалет, кухня с мойкой и холодильником, мебель и по-прежнему богатая отделка "как у себя дома". Добравшись до природы, домик можно отстегнуть, а на пикапе прокатиться по окрестностям. На автомобиле монтируется трак-бампер, выполняющий роль замка. Способ перевозки очень прост -- у домика четыре "ноги", на которых он стоит в ожидании машины. Надо просто подъехать под него, заблокировать два замка на концах трак-бампера и не забыть убрать "ноги".

 

  1. Motor Home.

Прицепы и навесные кемперы имеют свои преимущества -- автомобилем можно пользоваться отдельно от них. Их недостаток -- ограничение разрешенной длины автопоезда, которую часто "съедает" буксирующий автомобиль. Понятно, что этого недостатка лишен дом, устроенный, например, в автобусе. Такое передвижное жилище на собственном шасси с мотором американцы называют Motor home.

Малые кемперы выпускают на базе микроавтобусов (Class C). Явление это в основном европейское. Работа над ними представляла интереснейшую инженерную задачу. Нужно было решить вопросы развесовки, значительно усилить подвеску и несущие элементы, заново подобрать передаточные отношения трансмиссии, рассчитать необходимые параметры шин. Этой работой с удовольствием занялись небольшие фирмы, из которых со временем сложилась целая индустрия.

В Class C используются те же технические решения, что и в прицепах, за исключением каркаса, -- он не деревянный, а алюминиевый. По уровню оборудования и комфорта эти жилища тоже близки к одноосным прицепам, поскольку европейские микроавтобусы, как правило, невелики по размерам.

Одно из самых распространенных решений для увеличения полезного объема -- поднимающаяся крыша.

Гораздо большей популярностью по обе стороны океана пользуются средние кемперы (Class B) на шасси малотоннажных грузовиков, которые в Европе было бы правильнее назвать коммерческими фургонами. Вот где конструкторам -- простор, дизайнерам -- раздолье! На такой машине-даче можно ехать всей семьей далеко, долго и с удовольствием. В пути жена готовит обед, сын-штурман то разглядывает дорожные карты, то убегает на кухню за банкой холодной Coca-Cola. Кошка, любимица семьи, мирно спит в кресле. Дочка, лежа на диване, смотрит телевизор.

В общем, в комплект оборудования таких кемперов входит все, вплоть до цветочков на подоконнике.

Самые большие кемперы строятся на базе автобусов (Class A). Здесь применяется более совершенная система вентиляции, отопления и кондиционирования с послойной регулировкой температуры. Помимо королевских спален, тут встречаются и роскошные кухни, и полноценные ванные комнаты, а гостиная меблируется гардеробами. В порядке вещей натуральное дерево, кожа и шерстяные ковры. Многие из наших соотечественников не отказались бы подобным образом оборудовать свои городские квартиры. По большому счету это уже не дача на колесах для поездок к морю -- это квартира, которая перемещается вместе с владельцем. Большие кемперы часто используют спортсмены, во время сезона переезжая на них от соревнования к соревнованию, многие пенсионеры в Европе и Америке покупают такие автобусы и едут вслед за теплом, на их базе встречаются даже передвижные гостиницы, клубы и офисы.

По оборудованию и возможностям такие автобусы не имеют "кемпинговых разъемов" -- системы их жизнеобеспечения рассчитаны на полную автономию. В оборудование обязательно входит энергоустановка, приводимая в действие двигателем внутреннего сгорания, как правило, дизельным, объем емкостей для воды и топлива увеличен. Не редкость и навигационная система.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ Отпуск, к сожалению, бывает лишь раз в году. За рулем автомобиля с прицепом или моторизованной дачи большинство водителей оказываются нечасто.

Управление такими транспортными средствами требует определенных навыков.

Меньше всего проблем со складным прицепом. Он добавляет к привычной длине и массе автомобиля всего несколько метров и центнеров. Правда, и при этом для привычного темпа передвижения может не хватить мощности двигателя, а при маневрах надо иметь запас пространства, т. к. и тормозной путь увеличивается, и траектория движения прицепа в повороте смещена относительно автомобиля-тягача.

Сложности возрастают пропорционально увеличению размеров прицепа. Жилой прицеп "в полный рост" имеет повышенное аэродинамическое сопротивление даже при обтекаемой передней стенке -- надо быть готовым к повышению расхода топлива. В большинстве стран максимальная разрешенная скорость автопоезда -- 80 км/час. Боковой порыв ветра, на который вы не обратите внимания на маленьком автомобиле, тут же скажется на управляемости машины с прицепом. Экстренное торможение может привести к нежелательным последствиям. С прицепом нельзя ездить резко.

Поскольку прицеп в большинстве случаев по габаритам больше автомобиля-буксировщика, штатные зеркала заднего вида становятся бесполезными.

Решить эту проблему можно установкой на передние крылья автомобиля дополнительных легкосъемных зеркал на длинных кронштейнах. Благодаря резиновым подушкам они не портят лакокрасочное покрытие.

Даже в самом благоустроенном прицепе людей возить запрещено. Стоит ли напоминать о том, что в прицепе все должно быть надежно закреплено. Перебитая посуда, банка с вытекшим томатным соком, сбившиеся в углу тапочки и куртки, может быть, напомнят повседневную обстановку городской квартиры, но ничего, кроме лишних хлопот, не принесут.

Самые большие проблемы возникают при маневрировании задним ходом. Лучше этого избегать. Но если уж сложилась подобная ситуация, кто-то из членов экипажа на время маневра обязательно должен стать штурманом и руководить процессом со стороны.

С самоходными кемперами немного проще. Транспортного положения у него нет, и процесс жизнедеятельности ни на секунду не прекращается. Но поскольку водитель кемпера находится в непосредственной близости от пассажиров, попытка объехать ямку может привести к тому, что ему за шиворот выльют суп.

Самая большая проблема у водителя кемпера в том, что он может недооценить габариты своей машины. После низкого городского автомобиля, заезжая, предположим, в лесную глушь, можно запросто снести крышу.

В облюбованном для отдыха месте устанавливайте прицеп или кемпер так, чтобы нагрузка распределялась равномерно. А при длительном хранении кемпера рекомендуется вывесить его на подставках, чтобы снять нагрузку на шины, иначе они могут деформироваться.

common/caravaning.pngВыбор подходящего автомобиля для буксировки прицепа или трейлера -- тема отдельная.

Сейчас дач на колесах в нашей стране немного. Но традиции школьных походов, байдарочная молодость, путешествия "дикарем" к морю в нас остаются. Надеемся, что на смену им придет цивилизованный автотуризм: выходишь из подъезда собственного дома, садишься за руль и вместе с семьей и домашней утварью уезжаешь к морю.